01.03.2024

В студии Паолы Паронетто

Паола Паронетто — итальянская художница и керамистка, преимущественно работающая с паперклеем — материалом на основе глины и бумаги.

Первую коллекцию изделий из паперклея Паола представила ещё в начале 2000-х годов. Созданные ей объекты гармонично сочетают в себе лёгкость и прочность: этими же двумя понятиями можно охарактеризовать всё её творчество.



Паола, как вы пришли к занятию керамикой?

— Во-первых, я самоучка. Свой первый урок по керамике я взяла в возрасте 18 лет, и никогда не осмеливалась назвать себя художницей, а тем более дизайнером: у меня нет профильного образования. Однажды попробовав гончарный круг, я влюбилась. Я почувствовала, что это приносит мне беспрецедентное удовольствие. С этого момента я не оставляла занятия керамикой, но они не были системными. Я стала посещать выставки — сначала в Милане, затем в Париже, но мне быстро наскучило однообразие того, что я видела там. Путь к поиску своего метода долгим, я сталкивалась со многими сложностями и препятствиями, но не теряла упорства и в итоге довела его до совершенства. Это было красиво. Сложно, но красиво.



Что больше всего завораживает вас в этой трансформации — из бумаги в керамику?

— Керамика — потрясающий материал, но я хотела уйти от традиционных техник. Я начала экспериментировать, переиначивать то, чему меня учили, бросала вызов форме. Я хотела переизобрести этот медиум, исследовать новый метод: так я придумала паперклей, добавив в смесь немного бумаги и секретный ингредиент, прямо как в лучших рецептах итальянской кухни. Слой за слоем я создаю свои работы, жду, пока высохнет каждый слой, прежде чем перейти к следующему. Текстуру изделиям придаю при помощи картона.

На процесс влияет даже смена времён года — от того, какая на улице влажность, результат зависит непосредственно. Мой подход несёт в себе интересную сенсорную привлекательность — каждое изделие создаётся полностью вручную, его текстура и «звучание» уникальны. После обжига бумага сгорает: можно представить, что так высвобождается душа керамики.



Ваша студия находится вдали от города в сельской местности. Связь с природой важна для вашей практики?

— Я выросла в деревне, рядом были бескрайние поля, где паслись животные. У нас были коровы и овцы, свой огород. Так прекрасно расти среди всего натурального, иметь возможность жить в отдалении от материализма общества. Сельское хозяйство — тоже форма дизайна. Каждый раз, когда проезжаю по одной и той же дороге в сельской местности в разное время года и вижу меняющийся ландшафт, я благодарю фермеров за их искусство. Поля вспаханы, возделаны, колосятся пшеница и рожь, алеют маки. Это чудо!



Получается, вы запечатлели эти краски природы в творчестве.

— Совершенно верно. Цвет — язык общения природы. Все цвета в природе явны, они меняются в зависимости от времени, зависят от среды. Моё восприятие цвета также меняется в зависимости от времени года и зависит от настроения. Порой если я не могу найти необходимый цвет, то придумываю новый. Цвета сильнее, когда они вместе, как и люди, когда они могут делиться эмоциями.



Что вы ощущаете, когда видите свои работы за пределами мастерской?

— Мастерская — это полный хаос, художественный хаос! Когда я вижу свои работы на выставке, то прихожу в восторг, потому что вижу ту часть себя, которую раньше не замечала. Я начинаю понимать, что творчество — мой способ поиска себя. Раньше я делала это неосознанно, но теперь действительно открываю для себя эту часть творческого процесса.



Вы сотрудничали с Veuve Clicquot чтобы создать серию бутылок для La Grande Dame 2015, которые были представлены на прошедшей Salone del Mobile. Как и мадам Клико, вы — интуитивный оптимист. Что, по вашему мнению, у вас с ней общего?

— Мадам Клико работала с натуральными продуктами, я тоже близка к земле — «работаю» с ней через глину. В наших практиках требуется учитывать законы природы, такие как погодные условия и влажность, времена года и тип почв. Свойства почвы с двух разных сторон поля будут сильно различаться, что повлияет на урожай. Подобно керамике и глине, вино различается в зависимости от сезона. В сотрудничестве со мной Veuve Clicquot увидели те же оптимизм и внимательное отношение к природе, которые были у основательницы. А ещё мы обе используем символику цвета — мадам Клико выбрала желтую этикетку, чтобы выделить шампанское её виноградников от других.



Как вам удалось ощутить эту связь с мадам Клико?

— Чтобы лучше узнать её, я изучила книги, которые она читала, записала всё, что меня заинтересовало в её рецептах, информацию о клиентах и поездках. Прогуливаясь по известняковым погребам, где ферментируется шампанское, я сдерживала себя, чтобы не соскрести немного материала стен и потом попробовать смешать его с глиной [смеётся]. Было удивительно узнать её таким глубоким, личным образом. Я сразу же задумалась о связи между бутылками Veuve Clicquot и моими бутылками. Оригинальность и технические инновации были ключом к этому сотрудничеству.
Все записи в блоге